На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЕГЭ практические советы

Практические советы

 

Этапы выполнения задания части «С» ЕГЭ
1.Определите тему текста (о чем текст?) и его проблематику (какие проблемы поднимает автор?), установите их иерархию. Сделайте записи в черновике.
2.Выделите одну из проблем (лучше, если это будет главная) и прокомментируйте ее. Сделайте записи в черновике.
3.Определите позицию автора. Сделайте записи в черновике.
4.Сформулируйте собственное мнение по проблеме. Продумайте аргументацию, по возможности, подберите примеры. Сделайте записи в черновике.
5.Продумайте композиционное оформление сочинения.
6.Продумайте языковое оформление текста. Напишите сочинение в черновике.
7.Сделайте проверку и корректорскую правку. Перепишите сочинение в чистовик. Проверьте написанное.
 
 
I.     Формулировка проблемы исходного текста.
 
Проблема – это сложная, зачастую конфликтная жизненная ситуация, которую автор ставит в центр своего произведения. Это тот главный вопрос, ответ на который он пытается найти. Ответ может быть неоднозначным, так как основной элемент проблемы – противоречие. Весь текст – исследование этого вопроса (проблемы). Способы исследования зависят от авторской позиции, выбранного типа речи и стиля.
Чтобы определить проблему, необходимо понять содержание текста и авторскую позицию. Поэтому очень сложно разделять три первые этапа работы (критерии К1, К2, К3). Четкое обозначение в данном пособии этапов необходимо только для того, чтобы вы могли запомнить критерии, по которым сочинение будет оцениваться. Работа же по определению проблемы, авторской позиции и пониманию содержания текста проводится в комплексе.
Она может осуществляться следующим образом: на основе первого прочтения и частичного понимания текста создается гипотеза, затем с учетом этой гипотезы объясняются ранее не понятые части текста, строится уточненная гипотеза, снова на ее основе дается объяснение к этому моменту непонятых частей – и так до того момента, когда, по мнению читающего, ему становится ясным смысл всего текста и смысловая роль каждой детали в нем.
Создание и проверка гипотез осуществляется с помощью вопросов к тексту. В этой работе могут помочь вопросы: О чем? Что? Зачем? Почему? С какой целью? Каким образом? и т.п.
Типичные ошибки:
1.Отсутствие формулировки проблемы исходного текста.
2.Неправильное понимание поднимаемой автором проблемы.
3.Неумение сформулировать проблему.
4.Наличие фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы.
Вопросы для проверки выполненной работы
1.Сформулирована ли одна из проблем исходного текста?
2.Правильно ли сформулирована проблема?
3.Нет ли фактических ошибок?
 
II.  Комментарий одной из проблем текста
 
Комментарий – это вторичный текст, логизированная модель исходного произведения, объясняющая его смысл и актуализирующая этот смысл в новой ситуации.
Формулируя проблему на первом этапе работы, вы старались понять текст, взаимозависимость всех его частей. В комментарии результаты вашего исследования и нужно объяснить, но уже не себе, а тому, кто будет читать сочинение.
При создании логизированной модели большое значение приобретает работа с каждым абзацем текста. Именно абзац членит текст на логические и объединяемые по смыслу части. Абзац – это микротекст, завершенный этап работы. В нем есть тема (по отношению к основной теме – микротема),ее развитие и завершение. Как правило, абзац включает одну тему, но это не обязательно. Каждый абзац продолжает информацию предыдущего и добавляет к ней что-то новое. Выделяя главную мысль каждого микротекста, вы можете проследить, как развивается главная мысль всего текста, исследуется проблема.
В работе могут помочь логические схемы первичных текстов. Создавая такую схему, важно помнить, что главная мысль может развиваться разными способами.
1. Формулируется тезис, и к нему подбираются аргументы (параллельный способ развития мысли).
Первое умозаключение логично переходит в другое, это в следующее и т.д. (последовательное развитие мысли). При этом умозаключение, являясь следствием первого, становится причиной следующего и т.д.
2. В тексте возможно соединение разных способов развития мысли.
 
Особого подхода требует художественный текст. Комментируя такой текст, вы должны в соответствии с анализируемой проблемой дать объяснение деталям сюжета, поступкам и характеристикам героев и т.д.
В работе можно использовать следующие конструкции:
·Автор статьи поднимает (затрагивает, формулирует, решает) интересную (сложную, серьезную, неразрешимую, злободневную, острую) проблему…
·В статье (тексте, очерке) раскрывается (анализируется, исследуется) проблема (тема)…
·Самыми убедительными доводами являются…
·Также автор отмечает…
·Автор исследует… отмечает… и на основе этого делает вывод о…
·Свои рассуждения… начинает с замечание о том, что…
·Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что…
·Автору не все кажется так просто. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает…
·…! Сколько говорилось (написано) об этом. Но такой, казалось бы, надоевшей теме (проблеме) автор придает новое звучание.
·Почему…? (Для чего…? В чем смысл…?) Эти вопросы ставит в своем тексте (статье, публикации).
Типичные ошибки
1.     Отсутствие комментария к проблеме.
2.     Комментарий подменяется пересказом.
3.     Излишнее цитирование.
4.     Вместо комментария дается перечень проблем.
5.     Называется проблема, а комментируется другая.
6.     Имеются фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста.
Вопросы для проверки работы
1.  Перечитайте выполненную работу. Подумайте, сформулирована ли вами одна из проблем исходного текста?
2.   Прокомментирована ли именно сформулированная проблема?
3.  Нет ли искажения содержания исходного текста, фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста?
 
III.           Работа по определению позиции автора текста.
 
Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме. Важно помнить, что авторская позиция может выражаться прямо (чаще всего так и бывает в текстах научного, делового и публицистического стилей), но может выражаться и в подтексте (обычно встречается в текстах художественного и публицистического стилей).
Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда автор использует иронию.
Для того чтобы отразить позицию автора, можно опираться на следующие конструкции:
·     Автор (писатель, публицист) не поучает своих читателей, не осуждает… Он только стремится быть услышанным и понятым нами.
· Автор (писатель, публицист) допускает возможность…
·     Автор (писатель, публицист…) не обличает, не критикует, он обращает наше внимание…
·       Автора волнует (беспокоит, тревожит, печалит, радует, возмущает, привлекает)…
·        По его убеждению…
·      Автор (писатель, публицист) озабочен (встревожен, обеспокоен)…
·        Автор откровенно иронизирует…
·        Ирония автора становится горькой, когда…
·        Тревога автора не случайна…
·        Авторское повествование (рассуждение, описание) наполнено (проникнуто) необыкновенно теплыми (нежными, искренними) чувствами (переживаниями)…
·        Автор, давая право выбора читателю, тем не менее достаточно четко обозначает свое отношение к…
·        Автор ставит многоточие (обрывает повествование (описание, рассуждение), внезапно останавливается), чтобы читатель сам мог сделать вывод…
·        Для автора очень важно (единственно возможным является)…
·        Чтобы усилить мысль о… автор…
Типичные ошибки
1.   Отсутствие формулировки позиции автора
2.   Непонимание авторской позиции
3.   Неточность формулировки авторской позиции
Вопросы для проверки работы
1.  Сформулирована ли позиция автора? (Назовите предложения, в которых она звучит. Одно ли это предложение?)
2. . Правильно ли сформулирована позиция автора?
      Нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста?*

 * Информация взята из книги: Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене / Т.А.Долинина. - М., 2007.

Картина дня

наверх